Слово «ОСМОС» знает каждый опытный яхтсмен, а не очень опытный – как минимум, слышал. Слышал, что это проблема! Проблема гелькоута, проблема корпуса, проблема капитана и владельца – это бич стеклопластиковых бортов. Собирая информацию в открытых источниках, из статей, на форумах я понял одну важную вещь – очень мало людей, связанных с яхтингом, правильно понимают суть процессов, которые они называют «ОСМОС». В этой короткой статье я постараюсь понятно и просто рассказать: что это, где и как предотвратить, а если не удалось – вылечить. Кстати, на фотографии не лунный пейзаж!
Для начала, научное определение:
Осмос - это проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану из раствора с меньшей концентрацией в более концентрированный раствор.
Читая это определение невольно задаёшься вопросом: «Как оно относится к проблемам корпуса яхты или катера?» А действительно, как?
Происходит следующее:
- Гелькоут и есть «полупроницаемая мембрана» из определения «осмоса», а вода – растворитель, который проникает внутрь него посредством осмотического процесса постепенно разрушая и образуя микроскопические пузырьки. Самая опасная стадия! Никаких внешних признаков, а процесс уже идёт!
- Вода вступает в контакт с полиэфирными смолами, которые есть во всех видах гелькоута, области местного разрушения увеличиваются, сливаясь и образуя мелкие трещинки (мореманы знают их как «паутинка»).
- Мелкие трещинки превращаются в большие, давая продуктам распада выход наружу, но, и забортной воде давая свободный доступ внутрь гелькоута. «Паутинка» превращается в «кресты» - чрезвычайно плохой знак – вода добралась до ламината корпуса.
- По трещинам всё больше воды проникает к ламинату корпуса судна усиливая процесс гидролиза – взаимодействия воды со смолами стеклопластика с образованием кислоты. Вот так: от безобидной и всеми нами любимой воды образуется кислота, а кислота ускоряет разрушение корпуса. Продукты гидролиза приводят к образованию пузырей и вспучиваний, которые трудно не заметить на пораженном судне.
Таким образом можно зафиксировать для себя, что возникновение пузырей гелькоута не результат «осмоса», как принято считать в среде яхтсменов. Это результат гидролиза!
Кто-то скажет, что есть окрашенные лодки. И будет прав. Лакокрасочное покрытие устойчивее гелькоута к проникновению молекул воды, но подвержено возникновению микротрещин, также пропускающих воду к стеклопластику. А там и гидролиз, снова…
Осмос – начало проблем и с внешним видом судна, и с его надежностью. Ослабленный разрушительным воздействием гидролиза, корпус теряет жесткость и риск серьёзных повреждений и пробоин увеличивается.
От проникновения воды (жидкость, пар) корпус необходимо защищать:
- Изнутри – окрашивать гидрофобными красками, регулярно просушивать ниши под палубами, технические помещения.
- Снаружи – системой «F5 Refiller marine»
Все сервисные компании предлагают регулярные полировки абразивными пастами с втиранием различным восковых составов. Каждый год появляются новые, лучше и лучше… Но все они закрывают поры гелькоута и трещины ЛКП только на время. Месяца на полтора, два. Дальше появятся пятна незащищенного покрытия и вновь возникнет риск осмоса (проникновения воды к ламинату).
Для надежной защиты полировать необходимо раз в два месяца минимум. Кто-то делает это? В лучшем случае – раз в год.
Система «F5 Refiller marine» исключает осмотические процессы и защищает ламинат корпуса от гидролиза, а Вас от затрат на регулярные полировки в лучшем случае, на дорогостоящий ремонт в худшем. Блеск и сияние бортов и надстроек на долгие годы – приятный бонус!