В процессе эксплуатации лакокрасочное покрытие наших автомобилей подвергается настоящим испытаниям как природного, так и техногенного характера. С техногенными мы разберемся немного позже, а сейчас я бы хотел поговорить о природе, конкретно о воде и солнце. Каждое из которых и по отдельности агрессивны, а уж вместе - способны натворить бед. И речь не пойдёт о привычной нам коррозии металла. Обсудим повреждение лакового и красочного слоёв.
Все видели, как на мойке после ополаскивания "сгоняют" воду с кузова автомобиля, а некоторые, особо старательные, вытирают его ещё и микрофиброй - красота!
А если этого не сделать? Или после дождя капли высохли на кузове естественным путём, то наблюдаем следующую картину:
Разводы так называемого "водного камня" легко могут испортить настроение. Не буду на этом останавливаться, так как не запущенные случаи легко лечатся мойкой с кислотными шампунями любого производителя и их на рынке предостаточно. Некоторые специалисты рекомендуют использовать такие типы шампуней на постоянной основе... не знаю. Я настороженно отношусь к агрессивным средам, особенно после слов о необходимости тщательного вымывания их остатков из ниш и полостей кузова.
Интереснее разобраться как вода и солнце наносят действительно серьёзные повреждения лакокрасочному слою!
Итак, вода на автомобиле и под солнечными лучами!
Капля в полёте и капля на поверхности имеют разные формы, как и капли на разных поверхностях:
- капля на несмачиваемой поверхности
- капля на смачиваемой поверхности
Важно понимать, что испарение нашей подопытной капли на разных поверхностях будет характерно отличаться:
В первом случае кольцеобразные осаждения, как на фотографии выше, во втором - практически точка, тем меньше, чем гидрофобные свойства поверхности выше.
А при чем здесь солнце, спросите Вы?
Что такое капля воды? Это линза, преломляющая солнечный свет в соответствии со своей формой. И у каждой линзы есть фокусное расстояние и фокальная плоскость:
Фокусное расстояние тем меньше, чем большая выпуклость у линзы.
Вернемся к капле на поверхности кузова автомобиля... Прошел дождь и выглянуло солнце - обычное дело! Капля на капоте превратилась в линзу и начала собирать его лучи в узкий пучок. Главный вопрос - где будет фокальная плоскость? В каком слое ЛКП окажется "горячая точка"?
Фокусное расстояние для водяной линзы можно считать равным радиусу её кривизны. Будет зависеть от примесей, но этим можно пренебречь.
Если в среднем толщина ЛКП автомобиля колеблется от 100 до 150 микрон, то фокальная плоскость окажется на поверхности металла при капле размером 0,2 - 0,3 мм и идеальной формы. Заметим, что такая форма возможна только на абсолютно гидрофобной поверхности. Чем менее гидрофобная поверхность, тем больше фокусное расстояние водяной линзы нашей капли и фокальная плоскость уходит за металл капота, не нанося никакого вреда ЛКП.
Важно отметить, что при изменении угла падения солнечного света фокус (горячая точка) всё-равно окажется на фокальной плоскости:
А в каких слоях ЛКП окажется "горячая точка" зависит от следующих факторов:: размер капли и гидрофобность поверхности - чем меньше капля и выше гидрофобность, тем меньше фокусное расстояние и больше шансов прожечь лак и базовый красочный слой!
С физикой процесса разобрались. Теперь будем разбираться с практикой.
Образовавшийся от солнечного ожога конусообразный кратер постепенно заполняется солями и другими примесями при испарении попавшей в него воды. Любой полировщик знает "в лицо" эти мелкие светлые точки, проявляющиеся на поверхности при глубокой очистке ЛКП.
И этот самый полировщик, если не очень опытный, будет пытаться их зашлифовать. Но мы то уже знаем из физики процесса, что этот кратер скорее всего до базового красочного слоя, если не до металла. И заполировать такое повреждение не удастся без риска пробить лаковый слой и перейти от полировки к локальной или полной окраске кузовного элемента.
Но и игнорировать "кратеры водяного камня" нельзя, так как по ним вода, попадая в глубь ЛКП, приводит к его растрескиванию и коррозии металла кузова автомобиля.
Полировка, срезая верхний слоя лака, немного уменьшает диаметр видимой на поверхности точки "водяного камня и заглаживает его восковыми составами. Они действительно на короткое время предотвращают проникновение воды вглубь ЛКП, но очень ненадолго. Как известно, восковые составы смываются с автомобиля за 4-5 моек.
К сожалению, кардинальных решений этой проблемы не существует. Точнее адекватных по сроку и цене. Но если серьёзно заморочиться, то действовать стоит в следующем порядке:
- провести глубокую очистку ЛКП от всех внешних загрязнений, чтобы проявились все повреждения "водным камнем"
- нагревать наиболее поврежденные зоны кузова инфракрасными лампами до температуры 70-80 град. , при этом расширяющийся от нагрева лакокрасочный слой начинает выдавливать "водяной камень" (мы помним - он конусообразный).
- счищаем поднятые "столбики" с поверхности
- повторяем процедуру пока не получим более-менее приемлемый результат. Или пока не надоест.
Есть мнение, что регулярная мойка "кислотными" шампунями поможет и в этом случае. Не поможет. Если "кратеры" образовались, то стоит подумать о предотвращении дальнейшего разрушения ЛКП и не тратить время и деньги на их полное выведение.
Есть мнение, что регулярная мойка "кислотными" шампунями поможет и в этом случае. Не поможет. Если "кратеры" образовались, то стоит подумать о предотвращении дальнейшего разрушения ЛКП и не тратить время и деньги на их полное выведение.
Сейчас на рынке существует единственное средство, кардинально решающее проблему защиты. Нанесение на кузов системы F5Refiller ARS предотвратит проникновение воды вглубь ЛКП по "водяному камню", защитит от растрескиваний и коррозии. Кстати и блеск ЛКП вернется, проверено!
Напомню, что с первым видом "водяного камня" - разводами, бороться просто. Правильная и регулярная мойка. Со вторым видом всё сложнее - злоупотребление гидрофобными составами и керамическими покрытиями как раз и провоцирует глубокое проникновение повреждений (линза, фокусное расстояние, фокальная плоскость...) А блеск и увеличение защитного слоя можно получить и другими средствами и без абразивных полировок.