Яхтсмен – сам кузнец своих несчастий! Или чего нельзя делать при постановке судна на зимнюю стоянку.
Заказать услугу

Яхтсмен – сам кузнец своих несчастий! Или чего нельзя делать при постановке судна на зимнюю стоянку.

К сожалению, сезон закончен... В памяти остались прекрасные моменты на воде – море, солнце, новые бухты и острова во время отдыха с семьёй или друзьями на своей яхте! А может это были выходы на рыбалку с фотографиями огромных рыбин, что с трудом удержали в руках! Или Вы решились на круиз с посещением красивейших марин средиземноморья! Эти впечатления останутся с Вами навсегда!

Но сезон позади, и чтобы следующий не был омрачён досадными неприятностями (которые никогда не бывают вовремя), стоит озаботиться правильной зимней стоянкой:

Вам повезло, если в удобной локации оказался специализированный эллинг и есть возможность арендовать в нём площадь. Тёплое и сухое место на зиму – бальзам для души любой яхты! Обычно в таких помещениях поддерживается температура 8-10 градусов с естественной влажностью, что позволяет просушить судно за долгие месяцы межсезонья. Это как перезагрузка компьютера с почти полной очисткой системы и кэша.

Неплохо, если свободными были только «парковки под открытым небом» на территории ближайшего яхт-клуба. И даже если Вы закрыли своё судно тентом, о просушке корпуса и внутренних полостей мечтать не приходится. «Компьютер» выключили, но накопившиеся за сезон «баги» не очистили.

Совсем не повезло в случае «парковки» на воде. Комп не выключили и, мало того, он продолжает всю зиму набирать воду баги! И не принципиально в каком климатическом поясе – вода она и в Африке вода. А если снег и лёд, то ждите ещё и микроповреждений покрытия, как минимум. А как максимум – деформации корпуса, что совсем беда.

Проблема стеклопластиковых корпусов с декоративным покрытием из гелькоута, описанная в предыдущих статьях, впитывание воды. И не только забортной, но и в виде водяного пара из воздуха. Конечно зимой атмосферная влажность снижается, но её точно более чем достаточно, чтобы корпус не высыхал. То есть, процессы разрушения геля и ламината не остановятся, если не предпринять определённых шагов. О них чуть ниже, а сейчас о том, чего делать нельзя ни в коем случае!

  1. Использовать термоусадочную плёнку при постановке судна на зимнюю стоянку! В некоторых регионах это очень модно и приносит сервисным компаниям неплохие деньги. Почему нельзя? Встречный вопрос – Вы перед «упаковкой в термоусадку» яхту вымыли, высушили? Это вряд ли. Не единожды наблюдал спецов на стремянках и подъёмных платформах, обматывающих судно только вчера поднятое, да ещё и под дождём. Представьте, Вы только вернулись из длительного похода, в котором были и грязь, и дождь, и трудная работа… вся одежда грязная и сырая. Всё с себя сняли, бросили в стиральную машину и…забыли месяцев на пять-шесть. Представили?
  2. Если нет места в теплом эллинге категорически не рекомендую заканчивать сезон только накануне первых заморозков! «В чём дело?» - спросите Вы. Да в том, что за сезон гель и стеклопластик набрали некоторое количество воды и она осталась в корпусе. Представьте, Вы купили пару-тройку бутылок пива и по приезду домой положили их в морозилку, чтобы остыли побыстрее и… забыли… Представили? Или вспомнили?
  3. Оставлять судно на воде если зимой марины замерзают! Ему нужен отдых в любом доступном Вам варианте. Особенно днищу. Сделанный антифоулинг – это хорошо, конечно. Но представьте, встал ледяной покров, охватив и сжав борта. Оттепель – отпустило. Мороз – снова сжало… Это в математике три-три-три будет девять, а в нашем случае три-три-три будет дырка! Необрастайка не рассчитана на механические воздействия. Будет не дырка, но полоса повреждений защитного покрытия чуть ниже ватерлинии примерно на половину средней толщины льда.

Деньги надо беречь и вкладывать их в любимую яхту следует рационально, понимая возможные последствия от сиюминутной экономии. Какие рекомендации следуют из выше сказанного:

  • Если нет теплого эллинга, заканчивайте сезон и поднимайте яхту для просушки при прогнозных 3-4 неделях хорошей тёплой погоды впереди.
  • Если планируете использовать термоусадочную пленку или тенты, обязательно просушите судно и предусмотрите вентиляционные отверстия в укрытии. Желательно во время стоянки периодически организовывать принудительную вентиляцию пространства под плёнкой/тентом.
  • Ни тент, ни термоусадка не должны плотно прилегать к палубам, крыше каюты, флайбриджу. В противном случае даже принудительная вентиляция не поможет. Используйте фальшстойки из подручных материалов не менее 50-70 см от горизонтальных поверхностей.
  • Если вынуждены оставить яхту/катер во льдах – перед сезоном обязательно сделайте ревизию необрастайки и обновите её в случае обнаружения повреждений.
  • Используйте тенты из мембранной ткани. Она не позволит влаге попасть под укрытие и эффективно отведет из помещений и от корпуса пары воды.
  • Вне зависимости от места и условий стоянки, проведите ревизию всех внутренних поверхностей корпуса на предмет повреждений и наличия влаги. При обнаружении сырости, даже минимальной, устраните до постановки на стоянку и хорошенько просушите.

Вам нужны расслоения стеклопластика, пузыри гелькоута от осмотических процессов или плесень в каюте, на мебели, в технологических и интерьерных нишах? Нет? Я так и думал. Следуйте, по возможности, рекомендациям. При невозможности – готовьтесь к ремонтным работам.

Выбирать Вам!

Напомню только, что стеклопластиковый корпус гигроскопичен по факту и единственной эффективной и реально долговременной защитой от влаги и разрушения является система F5Refiller Marine, нанесение которой делает корпус водонепроницаемым и придаёт перманентный блеск нового судна.

И добавлю, что только специалисты нашей компании изготавливают защитные и ходовые тенты из мембранной ткани, позволяющей не допускать попадания атмосферной влаги под укрытие и, что важнее, эффективно выпускающей внутренние водяные пары наружу.